Истоки понижения уровня компетентности в образовании

Возвращаясь к понижению уровня компетентности, хочется обратить внимание на истоки этого положения вещей. Когда-то мы в погоне за глобализацией пожертвовали своей системой образования, приведя её в соответствие с достаточно ущербной Болонской системой образования, где нет жёсткого стандарта образования и программы обучения.

Иначе говоря, вы можете изучать разные дисциплины в зависимости от своего желания, но в отрыве от жёсткой программы подготовки по данной специальности. Система университетского образования в Европе, если верить историческим произведениям, предполагала выбор того объёма образования, который вы могли себе позволить и освоить, с тем чтобы продвигаться дальше так, как вам удастся это сделать с учётом потребностей и конъюнктуры рынка.

Болонская система не предполагала удовлетворение потребностей промышленности с точки зрения цельности знаний, а предполагала свободную инициативу человека в получении тех знаний, которые он считал нужным и (или) мог получить, с учётом того, что они не бесплатны.

С течением времени появилась необходимость упорядочить это хаотичное получение образования с тем, чтобы как-то конвертировать его в какую-либо цельную систему оценки уровня образования студента. Были введены так называемые образовательные стандарты, каждая ступень образования была расценена в баллах, что позволяло хоть как-то оценивать уровень образования студента и специалиста в целом.

При этом стандарты образования Болонской системы достаточно размыты и дифференцированы, что не даёт возможности определить целостность системы знаний, но позволяет оценить их в общих чертах.

Российская система образования предполагала изначально программу специальности, включающую в себя жёсткую основу из набора точных наук, на основе которой далее давались знания и навыки в рамках той специальности, по которой велась подготовка. Такая система не предполагала изъятие или замену какого-либо предмета и предполагала изучение всего списка предметов в обязательном порядке.

Эта система далее получила своё развитие в советской системе образования. Условно, каждый инженер должен был быть в той или иной степени универсален и способен решать весь спектр задач в рамках своей специальности — от изысканий и проектирования (планирования) до получения конечного результата.

Советская система вела к тому, что специалист получал универсальный набор знаний, который на первый взгляд был не очевиден в рамках той деятельности, которой он занимался. Условно, зачем строителю знания в химии, если он не химик? Но на самом деле это обманчивое впечатление, поскольку строительство тесно связано со строительными материалами, которые часто являются результатом химических реакций и взаимодействий.

Когда Болонская система провозглашает, что европейское образование заточено на рынок труда, то образование здесь идёт вслед за прогрессом, а не впереди него, что делает его ущербным. У студента нет запаса базы для развития, поскольку он имеет только ту сумму знаний, которая нужна здесь и сейчас.

Декларация о том, что предлагается получить свободное образование, разбивается о то, что оно таки платное.