Пост на животрепещещую тему, так почему апартаменты , скорее всего, НИКОГДА не признают жилыми квартирами. Хотя , на самом деле ничего удивительного в этом нет . Имеется вульгарное понимание жилья, места там где мы живем. Это и рождает странные ожидания легализации апартаментов, как жилых помещений. Дело в том,что помещения в которых мы живем, не обязательно жилые и предназначены для постоянного проживания. При всей, на первый взгляд, абсурдности подобных логических построений, они вовсе не абсурдны и имеют под собой очень глубокий смысл и резоны.
Дело в том, что существуют помещения для временного проживания: гостиницы, общежития, просто бытовки на строительной площадке, дачные домики и т.д. сюда же относятся и апартаменты. Можно воскликнуть-» так мы же в них живём , так почему они не жилые». Ответ банально прост и очень не прост одновременно. Жилые помещения- это не просто помещения где мы живем физически, это помещения которые обеспечивают нам и городскую среду для нормальной жизни, а именно больницы, школы, детские сады, поликлиники, дороги, парковки , зелёную зону (парки, скамейки, развлечения и пр.). Все эти учреждения социальной сферы, строго распределяются на душу постоянно проживающего в ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, населения, но НЕ помещений для временного проживания, которые мы выше указали. Апартаменты и их покупка, автоматически означает, что в той социальной сфере которая имеется поблизости, владельцев апартаментов НЕ ПОСЧИТАЛИ И ОНИ ЭТИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ НЕ ОБЕСПЕЧЕНЫ. Отсюда и бессмысленность ожиданий признания апартаментов жилыми помещениями, на них просто нет социальной инфраструктуры. Если признавать апартаменты квартирами, их надо обеспечивать инфраструктурой. А поскольку апартаменты, так и задумывались как помещения для проживания БЕЗ обеспечения их социальной инфраструктурой, то в стоимость их создания стоимость социальных объектов и не вкладывалась, что обеспечило их более низкую стоимость по стравнению с жилыми квартирами. Иначе говоря заплатив за покупку апартаментов их владельцы входной билет к социальной инфраструктуре не оплатили, отсюда и невозможность прописки (постоянной регистрации) и прочее. Апартаменты, часто строились точечной застройкой, там где уже социальная инфраструктура загружена имеющимися жителями и обеспечение жителей апартаментов социальными объектами уже невозможно, а отсюда если мы хотим, признать их жилыми, то дайте на них социальную инфраструктуру (сады, школы, ясли, поликлиники, больницы, парковки, пропускную способность дорожной сети, наконец), но этого нет и не планировалось. Отсюда и бесперспективность ожидания перевода их в жилые. При этом есть ещё один аспект, требования к жилым помещениям квартир, выше, чем к помещениям для временного проживания, по звукоизоляции, обеспечения теплом и инженерными коммуникациям, что с одной стороны делает их строительство дешевле, а с другой стороны создает возможность использовать коммерческие тарифы для потребляемых ресурсов, которые муниципальными нормами и властями не регулируются. И это тоже важный аспект, поскольку апартаменты в этом смысле позволяют получать за ресурсы больше денег, чем в случае жилых квартир. Как то так. Вот так грустно получается. Сочувствую владельцам апартаментов, но это так было задумано, как не жилье. А в чем разница, пояснил выше и это неразрешимая дилемма, поскольку апартаменты и задуманы как Не Жилые помещения и факт их признания жилыми привнесет огромные затраты на обеспечение их социальной инфраструктурой, и их реконструкцией поскольку тогда и их параметры ( звукоизоляция, теплоизоляция и прочее) надо тоже приводить в соответствие с действующими нормами, а они…при их создании НЕ учитывались.
Часть вторая Проходка тоннелей Камчик, Резак Проходка тоннелей велась в два этапа (уступа), сначала проходилась верхняя арочная часть тоннеля (калотта), а затем по после проходки калотты под её прикрытием выбиралась оставшаяся горизонтальная часть тоннеля. Как не парадоксально, но самое сложное это начать проходку и оформить вход в тоннель, т.н. портал, это объясняется тем, что верхняя часть склона горы очень разрушена и представляла из себя достаточно рыхлую породу, которая при её разборке, грозила обрушиться на головы проходчикам. Таким образом, эту поверхность надо было укрепить. Для этого ГСП было предложено отлить ко контуру портала железобетонную плиту, под её пригрузом, осуществить опережающую цементацию горного массива, в котором планировалось проходить тоннель, по контуру проходки загнать анкера, чтобы армировать контур проходки и затем начать проходку тоннеля. В итоге, когда это было осуществлено. Проходка тоннеля была начата. Планировалось изначально использовать готовую бетонную крепь (тюбинги), которую предполагалось вводить в забой по мере его готовности. Однако от этой идеи пришлось отказаться. Во- первых по причине неустойчивости породы, которая постоянно грозила вывалом, не было времени на установку готовой крепи, крепить надо было сразу. Во-вторых, готовые изделия надо было сначала изготовить, а на это не было много времени, да и с мощностями по их изготовлению в то время было очень непросто.
Поэтому пошли традиционным для гидротехников способом, над готовыми арками крепи, забуривали опережающие скважины цементировали массив и проходили укрепленный цементацией участок. Далее крепили выработку, для чего использовали готовые арочные металлоконструкции, которые устанавливали, натягивали между ними полимерную сетку, за которую нагнетали бетон, после набора им прочности, забуривались цементировали и продолжали проходку. Если порода была устойчивая, то обходились без опережающей цементации. Такие участки была на участках Киргизского ГСС и ЧП «Отрар». Узбекскому ГСС здесь не повезло, поэтому темпы проходки у Узбекского ГСС были относительно невысоки. Героями проходки тоннеля Камчик являются, в первую очередь сотрудники Узбекского ГСС, которые прошли самый сложный участок тоннелей со стороны Ташкента. В ходе проходки на участке УзГСС произошел вывал породы в тоннель, проще говоря лоб забоя и прилегающая к нему порода обрушились в тоннель. Образовалась огромная каверна , поскольку породу поначалу попробовали просто вывезти рассчитывая на образование устойчивого купола, то каверна разрослась. Вывал был допущен из-за нарушения проекта производства работ разработанного ГСП , Государственный заказчик постоянно подгонял строителей заставляя их идти опережающими описанными в ППР темпами проходки, иногда без опережающей цементации, которая в ППР была прописана с самого начала, от чего авторский надзор предостерегал государственного Заказчика и Строителей постоянно и в письменном виде (к концу строительства таких писем было штук 50 -100).
Вывал, который произошел уже в районе сбойки тоннелей, в тоннель ГСС, что вызвало у Государственного Заказчика известную панику. Он потребовал ликвидировать его в кратчайшие сроки, но при вывозе обрушившейся породы из тоннеля вывал не стабилизировался (не образовал устойчивый купол) а продолжал сыпать, разрушая свод и в итоге, в районе имевшейся дороги образовалась воронка, причем разница в высоте до старой дороги и отметкой низа тоннеля составляла 50 м., поэтому высота вывала была метров 40 и с учетом неустойчивости породы в части тоннелей которые проходил Узбекский ГСС, он грозил обрушить и саму имевшуюся на перевале дорогу . Тогда на совещании, Государственному Заказчику пришлось смириться с необходимостью остановки работ для ликвидации вывала, путем укрепления породы в районе вывала с созданием бетонной пробки, армированной металлическими анкерами с последующей цементацией околопробочного массива, изнутри тоннеля. Разработкой проекта ликвидации вывала занимался ГСП, а его ликвидацией Узбекский ГСС и Киргизский ГСС который уже в целом закончил свои работы.
Государственному заказчику на совещании язвительно заметили, что по его вине строительство будет длиться на два месяца дольше, чем предполагалось. Критику Государственный Заказчик воспринял правильно и более командными методами ускорить стройку столь рьяно не пытался. Вместе с тем, работы по ликвидации вывала позволили сильно укрепить горный массив и обеспечить проходку ускоренным способом (все вокруг было залито цементным раствором). Далее проходка была завершена сбойкой двух двигавшихся навстречу горных выработок. Сбойка тоннелей — это всегда волнительно. Ведь тоннели бьются с двух сторон горы навстречу друг другу, и строители друг друга не видят, они идут вслепую. Здесь много зависит от искусства маркшейдеров, горных, подземных геодезистов, которые и ведут ось тоннелей навстречу друг другу, только по приборам, сквозь вывалы и сложные участки. При сбойке (встречи двух тоннелей), оси их «ушли» друг от друга всего на 0,1 м , при ширине проходки более 10 ти метров и её длине порядка 1000 метров, это был великолепный результат.
