Строительная экспертиза гидроудара в системы отопления в квартире

Определение причины аварии в системе отопления (гидроудар)

Очень часто причиной аварии в системе отопления является нарушение герметичности отопительных приборов.

Рассмотрим пример, когда разрыв радиатора отопления произошел во время проведения гидравлических испытаний в квартире, из-за чего произошло залитие нижерасположенных квартир.

На момент осмотра радиатор должен быть не заменен и перекрыт.

Разрыв батареи

В данном примере авария произошла в системе отопления в результате нарушения герметичности нижнего соединения между секциями биметаллического радиатора.

Вероятными причинами разрыва трубопроводов и соединений радиаторов системы отопления квартир и помещений жилого дома могут быть:

  1. Брак, допущенный в изготовлении;
  2. Нарушение технологии сборки радиатора и соединения радиатора с другими элементами;
  3. Внешнее механическое воздействие на радиатор (удар);
  4. Превышение рабочего давления в системе отопления.

При рассмотрении первой вероятной причины разрыва межсекционного стыка радиатора следует отметить следующее:

  • более 10 лет радиатор эксплуатировался безаварийно;
  • в течение всего срока эксплуатации изделия, протечек воды или других явлений, свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений целостности элементов радиатора, установлено не было.

Необходимо заметить, что изделия, в данном случае радиатор в сборе, выпускаемые серийно, не подвергаются сплошному контролю качества, а контролируются выборочно, следовательно, возможно попадание изделий с наличием брака (микротрещины в металлических изделиях, раковины и т.п.) в рознично-оптовую продажу. При визуальном осмотре изделия такого рода, дефекты обнаружить не представляется возможным, и могут быть выявлены при эксплуатации или при лабораторном анализе. Однако, поскольку целостность секций не нарушена, а радиатор в сборе прослужил более 10 лет, то можно сделать вывод, что первая вероятная причина аварии, а именно брак, допущенный в изготовлении изделия, не может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.

При рассмотрении второй вероятной причины разрыва межсекционного стыка радиатора следует отметить:

Нижнее соединение стояка с батареей имеет следы воздействия инструмента, выражающиеся во вмятинах и шелушении краски на переходнике. Из уплотнительного соединения торчит сантехнический лен.

Согласно представленной документации накануне аварии представителем управляющей организации – «Произведено уплотнение стояка с соединением стояка с батареей»

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что могло иметь место чрезмерной затяжке, слесарным инструментом при уплотнении соединения отопительной трубы и радиатора, вследствие чего в стыке двух близлежащих секций в металле на резьбовых участках могли образоваться напряжения, которые в дальнейшем стали бы причиной образования разрушения стыкового соединения. Тогда можно сделать вывод, что вторая вероятная причина аварии, не может рассматриваться как отдельная возможная причина выхода из строя соединения секций радиатора. Но при длительном превышении рабочего давления в системе отопления или резком повышении давления (гидравлический удар) в системе отопления, рассматриваемая причина аварии, а именно нарушение технологии соединения труб с отопительными элементами, может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.

При рассмотрении третьей вероятной причины разрыва межсекционного стыка радиатора следует отметить:

  • следы деформации от внешнего механического воздействия (удара) на поверхностях радиатора отсутствуют.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что третья вероятная причина аварии, а именно внешнее механическое воздействие (удар) на изделие, не может рассматриваться как возможная причина выхода его из строя.

При рассмотрении четвертой вероятной причины разрыва межсекционного стыка радиатора следует отметить:

Зафиксированное при осмотре щель по всей окружности с выдавливанием наружу резинового уплотнительного кольца является следствием разрушающего давления изнутри.

Разрыв соединения секций радиатора мог произойти при длительном превышении рабочего давления в системе отопления или резком повышении давления (гидравлический удар) в системе горячего водоснабжения. Следовательно, произошло резкое приложение значительного усилия на внутреннюю стенку корпуса, превосходящего прочность его материала на разрыв. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что четвертая вероятная причина аварии, а именно образование гидравлического удара в системе, может рассматриваться как возможная причина выхода из строя радиатора.

Далее, на основании проведенного диагностического обследования экспертиза может сделать вывод о том, что причиной аварии в системе центрального отопления помещения, является резкое кратковременное превышение рабочего давления (гидравлический удар) в системе, которое пришлось на участок резьбы между секциями радиатора, ослабленный вследствие чрезмерной затяжки, слесарным инструментом при уплотнение стояка с соединением стояка с батареей.

По Вашему конкретному случаю Вы можете задать свой вопрос на сайте ООО «Международное агентство строительная экспертиза и оценка «Независимость».