Техническая экспертиза бетона с целью определения класса и марки

При контроле прочности бетона неразрушающими методами контроля прочность изделий измеряется ультразвуковым прибором ПУЛЬСАР 1.1 и электронным измерителем прочности ИПС-МГ4.03 методом отскока.

Для определения средней прочности на сжатие, класса и марки бетона производятся измерения скорости распространения ультразвука в бетонных конструкциях с помощью ультразвукового тестера УК1401М, согласно ГОСТ 17624-87 «Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности». Число и расположение контролируемых участков на конструкциях устанавливают с учетом требований ГОСТ 18105-86 «. Правила контроля прочности».

Определение прочности бетона

По выполненным измерениям производятся расчеты средней прочности бетона, определяются марка и класс по прочности бетона на сжатие.

По результатам ультразвукового обследования марка бетона по прочности может колебаться в зависимости от участка, класс бетона по прочности колеблется. Результаты приборного обследования могут указывать на неоднородность бетона, что является следствием нарушений технологии транспортировки и укладки бетона.

При измерении электронным измерителем прочности бетона ИПС-МГ4.03 методом отскока, также может быть выяснено, что прочность бетона неравномерная и колеблется от 6,3 МПа до 49,9 МПа (от класса В5 до класса В30). Подобная неравномерность в прочности бетона в рамках одного изделия является недопустимой.

Согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»:

2.30. Твердение бетона в течение 28 суток должно происходить при температуре не ниже 15 град.С. Допускается просушивание с помощью воздушных калориферов при температуре 60-80 град.С в течение суток. Скорость подъема температуры — не более 20-30 °С/ч.

Характер нарастания прочности бетонов, изготовленных на портландцементе и твердевших в нормальных условиях (во влажном воздухе с температурой 18-22°С: прочность бетона со временем увеличивается в соответствии с логарифмическим законом: Rn = R28(lgn / lg28), где Rn — прочность бетона в возрасте n сут (не менее трех суток); R28 — марка бетона; n — число дней твердения бетона. Эта формула применяется при ориентировочных расчетах времени распалубки.

Более точно прочность бетона в промежуточные сроки твердения определяется по опытной кривой нарастания прочности бетона, которая может быть построена по результатам испытания образцов 3, 7, 28, 90 — суточного возраста. Бетон при нормальных условиях твердения имеет низкую начальную прочность и только через 7-14 сут. приобретает 60-80% марочной прочности.

Согласно ГОСТ 13015-2003 «Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения»:

5.3.6 Влажность (по объему) легкого бетона (кроме бетона на вспученном перлитовом песке или золе) изделий для наружных ограждающих конструкций при отпуске их потребителю не должна превышать:

  • 13% — для жилых и общественных зданий и сооружений и для административно-бытовых зданий промышленных предприятий;
  • 15% — для производственных зданий.

Отпускная влажность бетона на вспученном перлитовом песке или золе не должна превышать:

  • 15% — для жилых и общественных зданий и сооружений и для административно-бытовых зданий промышленных предприятий;
  • 18% — для производственных зданий.

5.3.7 Влажность (по массе) ячеистого бетона при отпуске изделий потребителю не должна превышать 25% для экспертиза бетона на основе песка и 35% — на золе и других отходах производства.

Согласно СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения:

8.1.3 Транспортирование бетонной смеси следует осуществлять способами и средствами, обеспечивающими сохранность ее свойств и исключающими ее расслоение, а также загрязнение посторонними материалами.

Согласно ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия:

7.1 Готовые бетонные смеси доставляют потребителю транспортом специализированных видов, предназначенным для доставки смеси.

По согласованию изготовителя с потребителем допускается доставлять бетонные смеси автосамосвалами.

Сухие смеси доставляют в мешках, пакетах транспортом всех видов.

7.2 Применяемые способы транспортирования бетонных смесей должны исключать возможность попадания в них атмосферных осадков, нарушения однородности, потери цементного раствора, а также обеспечивать предохранение смеси в пути от воздействия ветра и солнечных лучей.

Максимально допустимая продолжительность транспортирования бетонной смеси, готовой к употреблению, при условии сохранения своих свойств, приведена в приложении Е.

Приложение Е.

Максимально допустимая продолжительность транспортирования бетонных смесей, готовых к употреблению, при температуре воздуха от 20 до 30°с (при температуре смеси 18-20°с)

Марка смеси по удобоукла-

дываемости

Вид дорожного покрытия

Средняя скорость транспортирования, км/ч

Продолжительность транспортирования, мин

автобетоно-

смесителем

автосамосвалом

Ж2-Ж1

Жесткое

210

60

П1

(асфальтоцементное,

210

60

П2

асфальтобетонное,

30

150

40

П3-П5

бетонное)

90

30

Ж2-Ж1

Мягкое (грунтовое)

60

40

П1

45

30

П2

15

30

20

П3-П5

20

Не рекомендуется

Примечание — При изменении температуры смеси или окружающей среды максимально допустимую продолжительность транспортирования определяют опытным путем.

По Вашему конкретному случаю Вы можете задать свой вопрос на сайте ООО «Международное агентство строительная экспертиза и оценка «Независимость».